База знаний содержит наиболее полную информацию о методиках раннего и подросткового психического развития, индивидуальных особенностях развития, даны характеристики возрастных периодов.
Основные категории психологии развития [14]
|
В настоящее время выделяют несколько основных категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания |
|
Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.
|
|
|
Социализация
(в психологии развития) [лат. sociālis — общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
|
|
|
Развитие психики
[греч. psychikos — душевный] — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
|
|
|
Характеристика отдельных возрастных периодов [11]
|
Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов |
|
Дошкольный возраст
— период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет.
|
|
|
Кризис первого года
— возрастной кризис, возникающий на стыке младенческого и раннего возраста, когда начинает складываться образ Я.
|
|
|
Кризис подростковый
— 1) в широком смысле — весь подростковый возраст; 2) в узком смысле — относительно короткий период перехода от младшего школьного возраста к подростковому (так наз. "кризис 11—12 лет").
|
|
|
Психическое развитие [36]
|
Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственнобиологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды). На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, которое протекает не всегда равномерно |
|
Внимания развитие
— развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов.
|
|
|
Волевых качеств развитие — формирование таких качеств личности, как решительность, настойчивость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющих человеку действовать в соответствии с собственными целями, идеалами и ценностями, независимо от случайных обстоятельств и давления со стороны других людей. .
|
|
|
Воображения развитие
— развитие способности ребенка к созданию новых образов на основе мысленного преобразования объектов и ситуаций, встречавшихся в его опыте.
|
|
|
Индивидуальные особенности психического развития [19]
|
Приведен целостный подход к описанию и объяснению механизмов и закономерностей социо-морального развития в онтогенезе, к изучению влияния индивидуальных особенностей эмоционально-личностной сферы на развитие моральной зрелости у детей и подростков. |
|
Хроническая неуспешность — психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком.
|
|
|
Эгоизм детский [лат. ego — я] — проявление достаточно устойчивой эгоистической мотивации ребенка.
|
|
|
Страхи детские
— эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие).
|
|
|
|